На почту компании «Яндекс» время от времени поступают не только предложения, но и жалобы: те или иные сайты пропадают из поисковой выдачи, и вовсе не по причине черных методов продвижения или неуникального контента. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с IT-специалистами о том, могут ли повлиять на решение компании политические мотивы, и насколько сложно это доказать.
Последним о несправедливости поиска рассуждал известный экономист и политолог Михаил Делягин: ссылка на его персональный сайт исчезла с первых страниц «Яндекса». В то же время в других поисковых системах вроде Google ресурс выводился так же, как и раньше. Делягин даже написал в техподдержку, но там ему предложили пройти сложную систему доказательства своих прав на управление сайтом. Без этого в компании отвечать на запрос отказались.
Ранее, аккурат ко времени появления короткометражного расследования про Чайку, на короткое время пропал из поиска и сайт Алексея Навального. Получается, для большой информационной компании ничего политического не чуждо?
«На практике мы, может быть, когда-нибудь об этом узнаем. «Яндекс» в определенной степени политизированная компания, передавшая государству свою «золотую акцию», известная своей близостью к административным органам. Потому запросто могли договориться с властью. Единственное, не знаю, как выглядит на практике такая отмашка сверху, но технически это вполне возможно», — комментирует генеральный директор аналитического агентства «Ростелеком» Юрий Брюквин.
Действительно, в 2009 году «Яндекс» продал Сбербанку ценную бумагу всего за один символический евро. «Золотая акция» дает государству довольно широкие полномочия в области контроля за акционерным капиталом и активами компании. Остальным она дает повод последить за ее деятельностью более предвзято.
«Другое дело, это не мешает известному видео с Чайкой бить рекорды популярности. Хотя глупо отрицать, что «Яндекс» теряет долю на рынке поисковой выдачи, уступает позиции тому же Google. В том числе определенное влияние на падение рейтинга оказывают и такие процессы. Но любые технологические компании достаточно политизированы, от этого никуда не деться», — считает собеседник.
По его словам, если факты искусственного выбивания из поиска всплывут, то нанесут существенный урон репутации, который точно не сопоставим с теми дивидендами, в том числе и политическими, которые можно получить от государства. О чем уже говорят косвенные свидетельства.
«Конечно, есть возможность воздействовать на поисковые выдачи как со стороны сеошников, так и со стороны администрации. Например, если мы говорим о праве на забвение, то оно как раз строится на том, что администраторы имеют возможность убрать ту или иную информацию из поисковой выдачи», — комментирует координатор Центра безопасного Интернета Урван Парфентьев.
Поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вступят в силу с 1 января 2016 года. Поисковики по требованию гражданина будут обязаны удалить из поисковой выдачи ссылки с недостоверной и неактуальной информацией или с данными, нарушающими другие законы. То есть, говоря простым языком, предать забвению.
Парфентьев приводит в пример случаи, когда поисковые системы применяли меры для затруднения доступа к пиратскому контенту. Так, после выхода нового фильма нельзя было поймать ссылку на него на пиратском сайте с первых страниц поисковика.
«Принимаются меры в том же Google для того, чтобы убрать выдачу детской порнографии. Такие изображения вы на национальных языках (в родной среде) в поисковых системах не увидите. С некоторыми мощными интернет-мемами, ущемляющими честь и достоинство, боролись такими методами за рубежом. Но, объективно говоря, если бы такая практика имела место у нас, то выдачи расследования Фонда по борьбе с коррупцией мы бы не находили вообще, но мы же находим», — резюмирует эксперт.
Обычно IT-специалисты приводят целый спектр причин, почему поисковики выкидывают сайты со своих страниц. Неугодные порталы могли использовать накрутку, переусердствовать в рассылке спама, не отличаться уникальным контентом или вообще производить информацию не для людей, а для роботов. Во всех этих подозрительных случаях сайт выпадет из выдачи.