По данным издания Times of India, Москва согласилась передать Дели технологии для производства 300 компонентов истребителей Су-30МКИ, которые, по утверждению издания, позволят локализировать производство истребителя в Индии.
Данный самолет является глубокой модернизацией учебно-боевого истребителя Су-27УБ, созданного специально для нужд индийских военно-воздушных сил, причем, аббревиатура МКИ расшифровывается как «модернизированный, коммерческий, индийский».
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что в этом событии нет ничего удивительного, поскольку изначально на Су-30МКИ стояли индийские комплектующие.
«Изначально на Су-30МКИ находился индийский процессор, поэтому логично, что индийцы хотят повышать долю своих комплектующих в истребителе, особенно в сфере электроники. Другое дело, что индийцы не могут освоить машиностроительную, механическую часть проекта. Вследствие чего, Россия до сих поставляет в Индию машинокомплекты, которые, в свою очередь, делятся на четыре уровня. Так вот, Индия так и не смогла локализовать производство выше первого и второго уровней стадий производства Су-27МКИ, хотя серьезно пыталась, и мы ей даже в этом процессе активно помогали, из-за чего Россия фактически поставляет туда истребители целиком», — констатирует Фролов.
По сути, в Индии только отверточная сборка, которую можно сравнить с «ввинчиванием кресел», причем, так же дела обстоят с двигателями, чему явным свидетельством является контракт на поставку 930 комплектов для двигателей истребителя Су-30МКИ, который был подписан российской и индийской сторонами два года назад.
«Де-юре получается, что это индийские двигатели, но де-факто – это российские образцы, где доля индийцев непонятна, но, скорее всего, равна нулю», — отмечает Фролов.
Впрочем, двигатели – отдельная тема. Например, китайцы закупают двигатели у нас для своих машин, поскольку не способны создать нужные им образцы авиатехники. У индийцев ситуация еще запущенней – они не способны даже сделать корпуса.
В принципе, нам такой контракт очень выгоден – Индии придется закупать у нас станки, материалы, готовить в России специалистов, и все это ради машины, которая уже де-факто, если не устарела, то переживает свой последний производственный цикл.
«У России есть Су-35 и скоро будет ПАК ФА – это первое, а второе – Индия для нас неопасный партнер, по крайней мере, в ближайшие годы, поэтому экспорт технологий по Су-30МКИ вряд ли как-либо угрожает нашей обороноспособности», — заключает Фролов.
Также это не угрожает нашим позициям на рынке вооружения, даже несмотря на то, что между той же Малайзией и Индией участились контакты по работке с истребителями типа Су-30.
«Зачем кому-то брать индийскую поделку, когда можно купить в Москве самолет со знаком качества», — резюмирует Фролов.
В целом, Су-30МКИ оказался для нас очень выгодным проектом – он сделан на индийские деньги, причем, этим самолетом мы смогли вооружить российские воздушно-космические силы перед тем, как Су-35 и перспективный ПАК ФА(Т-50) не вступили в строй.
Ну и самое главное, как и в случае с Су-35, который также изначально планировался только на экспорт, мы смогли не только вооружить армию, но и отработали передовые технологии, без которых было бы сложнее создать наш истребитель пятого поколения.
Что касается различий с теми Су-30, которые сегодня стоят на вооружении российской армии и принимают участие в операции военно-космических сил РФ в Сирии, то их практически нет. По словам, Фролова, даже электроника во многих бортах русифицирована с индийской.
«И это нормально, поскольку эти машины изначально планировались только на экспорт», — констатирует Фролов.