Грезы наяву принято считать признаком лености ума, однако нейробиологи все больше укрепляются в уверенности, что такие периоды кажущейся бездеятельности мозга не только присущи всем людям, но на самом деле могут играть положительную роль, подчеркивает корреспондент BBC Future.
Присядьте, расслабьтесь и постарайтесь ни о чем не думать. Трудно? И неудивительно: причиной блуждания ума даже в тех случаях, когда мы изо всех сил стараемся его успокоить, является тот факт, что человеческий мозг никогда по-настоящему не прерывает деятельность.
И, вопреки распространенному убеждению, подобные грезы наяву могут даже быть полезными.В течение долгого времени нейробиологи исходили из предположения о том, что мозг работает на полную мощность, когда ему ставят конкретную задачу, а в отсутствие умственных стимулов отключается.
Именно поэтому так популярны научные эксперименты, в ходе которых мозг добровольцев сканируется во время выполнения ими какого-либо задания - постукивания пальцем, решения арифметических задач в уме или рассматривания изображений, вызывающих эмоциональные переживания.
На изображениях видно, какие отделы мозга при этом активизируются, а какие затормаживаются.
Таким образом, исследователи получают представление о влиянии мозговой деятельности на поведение человека.
Зачастую нейробиологам требуется исследовать активность мозга при выполнении ряда различных заданий - при этом нужно, чтобы в промежутках между тестами мозг подопытного возвращался в нейтральное состояние.
Обычно для этого испытуемого просят некоторое время смотреть на белый крест, изображенный на черном фоне.
Считается, что если мозг не сосредоточен ни на чем конкретном, он должен попросту отключиться - то есть его активность должна прерваться.
Проблема в том, что мозг не отключается.
То, что мозг в состоянии покоя в действительности на удивление активен, первым обнаружил 20 лет назад докторант Бхарат Бисвал из медицинского колледжа Висконсина в Милуоки, США.
Пытаясь улучшить качество изображения на медицинском сканере, Бисвал заметил, что активность мозга в состоянии покоя все равно присутствует даже тогда, когда испытуемых просят успокоить ум или сосредоточиться на изображении креста.
Сеть в пассивном состоянии
В 1997 г. исследователь Гордон Шульман проанализировал результаты девяти исследований головного мозга при помощи сканера - и сделал еще одно открытие.
Шульман рассчитывал, что его работа поможет обнаружить нейронную сеть, активизирующуюся при концентрации умственных усилий.
Но обнаружил он нечто совершенно противоположное - сеть, которая активируется, когда мозг не занят ничем конкретным.
Шульман предполагал, что при переходе мозга добровольцев из состояния покоя в состояние решения умственной задачи его, мозга, активность будет возрастать.
В действительности же обнаружилось, что определенные области мозга при этом как раз становились менее активными.
Шульман пришел к выводу, что в периоды кажущейся бездеятельности мозга отдельные его области проявляют более высокую активность, чем в периоды концентрации на выполнении конкретных задач.
Потребовалось определенное время для того, чтобы теория о никогда не спящем мозге получила распространение в научном сообществе.
Нейробиологи упорно продолжали считать, что нейронные связи в мозге, не задействованные в конкретный момент времени, временно отключаются за ненадобностью.
В 1998 г. рецензент научной статьи Маркуса Райхла - ныне одного из ведущих специалистов в данной области - раскритиковал его работу, заявив, что гипотеза об активности мозга в состоянии покоя определенно основывается на ошибках, допущенных в экспериментах, и потому не может быть верной.
Однако со временем ситуация изменилась. На сегодняшний день опубликовано почти 3000 научных работ на тему активности мозга в состояния покоя.
Некоторые ученые даже выступают против использования данного термина, указывая на то, что в действительности ни о каком покое мозга речи не идет.
Они предпочитают использовать термин "сеть пассивного режима работы мозга" (СПРРМ), описывающий совокупность областей мозга, остающихся активными в периоды кажущейся умственной бездеятельности.
Вопрос в том, почему ничем не занятый мозг проявляет такую высокую активность. На этот счет имеется несколько теорий, и пока ученые не пришли к консенсусу.
Возможно, различные области мозга таким образом тренируются для последующей совместной работы.
Или же мозг продолжает работать на холостых оборотах, как двигатель автомобиля, чтобы в нужный момент мгновенно включиться.
Есть и еще одно возможное объяснение - блуждания ума и проигрывание событий, произошедших в течение дня, играют важную роль в сортировке воспоминаний - согласно результатам новейших исследований, даже крысам свойственно "грезить наяву".
Также известно, что блуждающий ум часто уносится в будущее. Мы начинаем размышлять о том, что будем есть на ужин или куда поедем на следующей неделе.
В состав СПРРМ входят три основные области мозга, отвечающие за визуализацию будущего.
Можно даже предположить, что наш мозг был запрограммирован на размышления о будущем, как только у него выдается свободная минутка.
Моше Бар из Гарвардской медицинской школы полагает, что такому заглядыванию в будущее есть весьма логичное объяснение.
По его мнению, благодаря грезам наяву у нас возникают "воспоминания о будущем" - о событиях, которые на самом деле не произошли.
Этими "воспоминаниями" мы в дальнейшем можем пользоваться как руководством к действию, если наши грезы когда-нибудь воплотятся в реальность.
Например, многим авиапассажирам когда-нибудь приходит в голову мысль о том, как они будут действовать в случае авиационного происшествия.
Бар считает, что когда человек действительно попадает в авиапроисшествие, воспоминания о гипотетических сценариях, продуманных им ранее, способны помочь ему выбрать правильную стратегию поведения.
Однако исследовать мозг в состоянии покоя весьма непросто.
Ряд специалистов в области когнитивной психологии указывает на то, что исследователи не могут знать точно, погружен ли лежащий в сканере доброволец в состояние полного отключения от реальности.
На самом деле человек может быть сосредоточен на звуках, издаваемых сканером, и на том, что происходит в комнате, где он находится.
Поэтому на довольно большой спектр вопросов, связанных с блужданием ума, ответов пока получено.
Например, отличаются ли наши блуждающие мысли при неуспешных попытках сосредоточиться на работе, от мыслей, возникающих при попытке успокоить ум?
Каждый грезит по-своему
Впрочем, определенный прогресс в этой области есть. Согласно опубликованной в этом году научной работе, каждый из нас переживает состояние бездействия мозга чуть по-своему.
Исследователи изучили сканированные изображения мозга пяти человек, специально обученных запоминанию подробностей "блуждания" собственного ума и последующему детальному рассказу о них по звуковому сигналу.
Ученые обнаружили существенные различия в грезах подопытных.
В сентябре текущего года исследователи из Оксфордского университета изучили сканы мозга 460 участников проекта "Коннектом человека" с целью определить связи между активными отделами мозга в состоянии покоя.
Результаты исследования также указывают на различия между испытуемыми - на этот раз связанные с объемом жизненного опыта и приобретенными с годами навыками.
Как выяснилось, прочность связей между различными областями мозга зависит от развитости памяти, уровня образования и физической выносливости.
Не исключено, что в процессе блуждания ума связи между различными отделами головного мозга сохраняются на тот случай, если нам срочно потребуется их задействовать.
В теории о том, что мозг никогда не находится в состоянии полного покоя, возможно, кроется ответ на вопрос, давно мучающий ученых - почему мозгу требуется 20% энергии, вырабатываемой организмом, хотя на поддержание очевидных умственных процессов вполне хватило бы и пяти процентов?
Маркус Райхл называет оставшиеся 15% "темной энергией" мозга - не исключено, что она расходуется (целиком или частично) на поддержание активности мозга в состоянии покоя.
Открытие СПРРМ может изменить и наше представление о природе ума.
Всем нам хорошо известно, как трудно успокоить ум. Новые научные данные дают нам возможность предположить, что в действительности блуждания ума могут быть полезными - несмотря на то, что они не дают нам закончить работу к намеченному сроку.
Иными словами, возможно, нам стоит перестать относиться к праздности ума как к чему-то плохому.