С помощью этих данных разработанная система вычислит потенциальных вербовщиков в террростическую группировку Ученые создают портрет вербовщика в ИГИЛ, который, действуя через социальные сети, призывает вступить в ряды террористической организации. Затем с помощью заданного портрета система «Демон Лапласа» найдет аккаунты потенциальных вербовщиков в Facebook, «ВКонтакте» и Twitter. Об этом «Известиям» рассказал директор Центра исследований легитимности и политического протеста Евгений Венедиктов.
К проекту уже подключились религиоведы и арабисты, которые будут исследовать подозрительные страницы в социальных сетях, а также IT-специалисты, которые смогут определить IP-адреса возможных террористов.
Отметим, что программа «Демон Лапласа», разработанная весной 2015 года, сейчас активно мониторит и анализирует экстремистские группы в соцсетях — Facebook, «ВКонтакте», ЖЖ и Twitter, в частности, группы оппозиции, с целью предотвращения возможных массовых беспорядков.
С 2016 года программа будет искать в социальных сетях аккаунты, которые потенциально могут принадлежать вербовщикам ИГИЛ. Специалисты центра исследований будут отправлять таким пользователям сообщения на арабском, а затем, получив ответ, проводить лингвистическую экспертизу.
По словам разработчиков, потенциальному вербовщику будет предложена интернет-ссылка, пройдя по которой он передаст создателям программы «Демон Лапласа» свой IP, версию операционной системы, браузера, установленных плагинов.
— Зная эти параметры, специально обученные люди — хакеры, к примеру, — смогут получить полный доступ к компьютеру, — сказал Евгений Венедиктов.
Признаками аккаунта вербовщика могут быть, по мнению разработчиков, искаженные цитаты из Корана (это определит религиовед), изречения на арабском (их изучит арабист), комментарии в группах сомнительного содержания и т.д.
Эксперты считают, что бороться с проблемой вербовки лучше другим способом. Ученым нужно в первую очередь создать портрет жертвы вербовщика, считает вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. С помощью этого портрета уже можно будет найти других потенциальных жертв, чтобы предотвратить последующие аналогичные случаи.
— Нужно понимать, почему человека смогли завербовать. За потенциальными жертвами ведутся наблюдения со стороны вербовщиков. К решению этой проблемы ученые должны привлечь профессионалов, в том числе психологов и сотрудников правоохранительных органов, — считает он.
Эксперт также добавил, что группировка может поменять площадку, используя другие способы вербовки.
Сейчас террористическая организация ИГИЛ, запрещенная в России, наращивает численность своих бандформирований, в частности на территории Афганистана, Ирака, северной Сирии, Ливии и т.д. ИГИЛ с момента существования (2013 год) создало мощную пропагандистскую структуру — с помощью СМИ, социальных сетей члены группировки вербуют в свои ряды.
— Основная пропаганда ИГИЛ приходится на интернет — в основном, по моим наблюдениям, террористическая организация привлекает добровольцев с помощью позитивных моментов: например, показывают детские праздники, мирную жизнь, но не говорят о взрывах и убийствах. Это привлекает недовольных жизнью мусульман и этнических мусульман из европейских стран, — считает младший научный сотрудник Центра стран Азии и Ближнего Востока Арсен Хизриев. — За время активной пропаганды ИГИЛ с 2014 года, по моему мнению, с помощью социальных сетей могли быть завербованы до 3 тыс. человек.
В некоторых группах в соцсетях, продвигающих ИГИЛ, к примеру, собирают средства боевикам и их семьям, публикуют несуществующие в Коране цитаты, призывают вступить в ряды и т.д. Примечательно, что группировка в 2014 году построила большую сеть — активисты создали тысячи виртуальных страниц в соцсетях, чтобы показать свою массовость. В сущности, аккаунтами 300 ботов мог управлять только один человек.
— Активисты террористической организации могут использовать в своих целях незнание людей, утверждая, что, согласно хадисам (изречения пророка Мухаммада), придет какая-то группа из определенной страны и станет самой лучшей, избранной, — рассказал мусульманский общественный деятель Асламбек Эжаев.