В августе президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Россия не сможет изобрести свои «сороконожки» — колесные шасси и тягачи для перевозки ракет. Пока РФ использует разработки Минского завода колесных тягачей. Сегодня российский КамАЗ ответил главе соседнего государства.
«Платформа-О»
Сегодня на видеохостинге Youtube появился ролик «Платформа»: первое видео», где впервые демонстрируются опытно-конструкторские разработки «Платформа-О»: КамАЗ–78509 с колесной формулой 12х12 грузоподъемностью 50 тонн; КамАЗ–7850 с колесной формулой 16х16 грузоподъемностью 85 тонн;
седельный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 тонн; балластный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой до 75 тонн.
Работы по ним КамАЗом ведутся с 2010 года по заданию министерства обороны РФ. Они призваны заменить в Вооруженных силах Российской Федерации колесные платформы Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), которые сегодня перевозят российские межконтинентальные баллистические ракеты. От своих товарищей российские шасси отличаются тем, что все их колеса поворотные, и используется принцип электродвижения — «мотор-колеса».
Ответ Лукашенко
Ролик появился всего несколько месяцев спустя после заявления президента Белоруссии Александра Лукашенко, который при посещении МЗКТ сказал буквально следующее: «Нас пугают, что Россия, мол, изобретет свои «сороконожки» и будет ядерные боеголовки перевозить на своих — и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет — пускай изобретают».
Дело в том, что с 2013 года Россия и Белоруссия ведут переговоры об акционировании первой предприятия, поставляющего платформы для перевозки «Тополей» и «Ярсов». Минск настаивает на вложении не менее трех миллиардов долларов, Москва — требует уменьшить сумму.
В то же время программу перевооружения ВС РФ никто не отменял, и российским ракетам тягачи и платформы нужны, однако их получение, выходит, зависит от настроения белорусского президента. Оттого, видимо, вышестоящие лица и поторопили КамАЗ. Работы ведь и так очень давно ведутся. До сегодняшнего дня «Платформу-О» называли «платформой-призраком», так как никто еще разработок вживую не видел. Ходили слухи о закрытом показе в первый день Международного военно-технического форума «Армия-2015», но подтверждений никаких не было.
Очевидно,»Платформа» никакой не призрак. Судя по видео, тягачи и шасси очень даже материальны: ездят, поворачивают.
Рано
Неужели сотрудничеству с МЗКТ пришел конец? Или сделан решительный шаг по переходу на собственные шасси? Такие вопросы корреспондент Федерального агентства новостей задал Виктору Мураховскому, военному эксперту, полковнику запаса, который, услышав их, чуть заметно усмехнулся.
«Пока проводится опытно-конструкторская работа. КамАЗ ведет ее уже три года. Используется принцип «мотор-колеса», электродвижение. Пока, скажем так, есть некоторые проблемы, даже целый ряд. Наша кооперация не может выдать мотор-колесо с необходимыми характеристиками», — поделился информацией специалист.
Оказывается, неподрессоренные мотор-колеса очень «негативно» реагируют на преодоление препятствий, которые, нужно полагать, в боевых условиях придется преодолевать шасси. Также электротрансмиссия не позволяет маскировать платформу при низких температурах — ее нельзя выключать, так как на обмотках электромоторов начинает образовываться конденсат, что приводит к замыканиям при включении. Чувствительно мотор-колесо и для электромагнитных импульсов, а также дает большое излучение в инфракрасном спектре.
«Эта история еще достаточно долго будет тянуться. Пока рано говорить о каком-либо «решительном шаге» в этом направлении. Есть вопросы и по шинам. Сейчас ведь требуется, чтобы техника была исключительно на российских комплектующих, а там целый ряд иностранных комплектующих. Говорить о замене белорусских специальных колесных шасси и тягачей на наши можно будет, в лучшем случае, лет через пять-шесть», — резюмировал Мураховский.
Зачем?
Так для чего же КамАЗ «мучается»? Ответ прост: наличие функциональной платформы, способной даже теоретически заменить белорусские аналоги, дает российской стороне значительное преимущество в переговорах об акционировании минского предприятия. Не зря «Платформу-О» еще в августе назвали «черной меткой» Лукашенко.
Не стоит забывать и о том, что в будущем проблемы с шасси КамАЗ намерен решить, а значит, в любом случае России будет на чем доставить свои ракеты на позиции.