Скрывать растущее военное присутствие в Сирии руководству РФ удается слабо. В пользу него говорят как видеозаписи и спутниковые наблюдения, так и показания многочисленных очевидцев. О каких же объемах материально-технической помощи идет речь? И какие задачи может выполнять направленная в Сирию техника?
Тартус: начало и продолжение
Справедливости ради отметим, что отечественные специалисты работают в Сирии начиная с 1971 года. Именно тогда в портовом городе Тартус (западная часть Сирии) был открыт пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Он должен был ремонтировать и снабжать топливом и материалами корабли советской средиземноморской эскадры.
У Советского Союза были интересы в разных уголках Земли, но базу в Тартусе сложно отнести к объектам первостепенной стратегической важности. Если у руководства страны и были планы ее расширить, крах СССР положил этому конец. С 1991 года теперь уже российские корабли изредка заходили в пункт, чтобы полонить запасы топлива и продовольствия. На протяжении двух десятилетий в распоряжении России находился весьма скромный участок сирийской территории, а число обслуживающих его людей часто не превышало нескольких десятков.
Все изменилось с началом гражданской войны в Сирии в 2011 году. Еще за год до этого, во время поездки туда для инспекции базы был убит замначальника российского ГРУ Юрий Иванов: тело нашли в августе того же года. Затем началась долгая эпопея отрицания военного присутствия. Центральные СМИ писали, что Россия сократила свой «контингент» в Тартусе до нескольких человек и на территории базы присутствуют только гражданские лица. Так это было в 2011-м или не так, уже не имеет значения, потому что сейчас персонал базы, по некоторым данным, составляет более 1,5 тыс. человек. Сюда входят как гражданские, так и военные лица. База остается единственным зарубежным пунктом материально-технического обеспечения российского флота. Сам Тартус - второй по величине портовый сирийский город после Латакии.
Порт в Тартусе По пути на Восток
Ни для кого не секрет, что Россия помогает режиму Асада. Но о каких именно объемах поставок идет речь? Ответить на этот вопрос постарались на Центральном военно-морском портале. С помощью турецких коллег специалисты провели расчеты российской военно-технической помощи и представили свои выводы. В центре внимания оказались большие десантные корабли (БДК) проектов 775 и 1171. Через турецкие проливы начиная с 2011 года проходили БДК «Саратов», «Николай Фильченков», «Ямал», «Новочеркасск», «Цезарь Куников», «Александр Отраковский», «Александр Шабалин», «Азов» и «Королев». В 2013-14 годах большие десантные корабли совершили 29 и 46 проходов соответственно. При этом в 2012 году десантные корабли РФ лишь несколько раз появлялись у сирийского побережья.
Как БДК проекта 775 (775М), так и его «собрат» проекта 1171 довольно крупные корабли. Первый из них способен перевозить до 12 бронетранспортеров и около 300 человек десанта. Общая масса груза может достигать 480 тонн. Еще более внушительными возможностями обладают БДК проекта 1171: на одном таком корабле размещаются 45 БТРов или 20 основных боевых танков (ОБТ), или 50 грузовиков. Плюс к этому он может транспортировать до 400 человек десанта.
Эксперты подсчитали суммарный вес всех доставленных из РФ грузов - получилось примерно 75 тыс. тонн. С учетом всего сирийские военные могли получить примерно 2 тыс. бронетранспортеров или 2,5 тыс. грузовых автомобилей с нагрузкой. Согласитесь, объемы внушительные. Впрочем, в структуре помощи Асаду могла преобладать не техника, а, скажем, продовольствие и горюче-смазочные материалы. Россия использует порты в Тартусе и Латакии, а отправляются корабли из Новороссийска. Переброска грузов и персонала в Сирию производится и воздушным путем. Именно поэтому Болгария (союзник США по НАТО) не пустила военно-транспортные самолеты РФ через свое воздушное пространство.
БДК проекта 1171 «Николай Фильченков» в Севастополе «Аэродром подскока»
Если говорить о сирийском конфликте, основное внимание в последние месяцы приковано к Латакии. И дело даже не в том, что, будучи крупнейшим портом в стране, она имеет стратегическую важность. Просто именно здесь, на базе аэродрома Бассел аль-Асад была создана российская военная база. Спутниковые наблюдения и свидетельства очевидцев позволяют со стопроцентной уверенностью заявить: на объекте есть российские военные самолеты и вертолеты.
Речь, в частности, идет о четырех новейших многоцелевых истребителях Су-30СМ, двенадцати самолетах-штурмовиках Су-25 и четверке фронтовых бомбардировщиков Су-24 (последние прибыли на базу совсем недавно). Турецкий ресурс BGN News сообщил и о присутствии в Сирии российских перехватчиков МиГ-31, однако это кажется маловероятным. МиГ-31 - это узкоспециализированный перехватчик, оптимизированный для уничтожения крылатых ракет и бомбардировщиков врага. Вооружение класса «воздух-поверхность» он не несет и для борьбы с Исламским государством (или так называемой «сирийской оппозицией») использоваться не может.
На базе находится небольшое количество ударных вертолетов Ми-24 и многоцелевых Ми-17. Объект прикрывают как минимум два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1». Для доставки грузов используются военно-транспортные самолеты Ил-76. Кроме них из того же Моздока взлетают и берут курс на Сирию тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан».
Российская авиация в Сирии
Нужно сказать пару слов и о сухопутной группировке. Близкое к ЦРУ агентство Stratfor говорит о развернутой близ базы российской батальонной тактической группе. Она включает в себя две мотострелковые и одну танковую роту. Поблизости расположена артиллерийская батарея. Спутниковые данные позволяют говорить о присутствии российских танков Т-90, а на опубликованном видео можно различить БТР-82А. По российским меркам это очень современная техника. БТР-82, например, поступил в Вооруженные силы России лишь в 2010-м.
БТР-82А в Сирии О потенциале
Официальных подтверждений всего этого нет, но выводы и так очевидны. Помощь России не ограничивается только поставками военной техники. Тот же Су-30СМ (о котором мы писали выше) де-факто является самым совершенным истребителем ВВС России. Это очень сложная и дорогая техника, просто так ее никто никому не передаст. Вряд ли кто-то занимался серьезной подготовкой сирийских летчиков, так что за штурвалами, скорее всего, находятся пилоты ВВС РФ. В пользу того, что перед нами именно российские самолеты, говорит окраска боевых машин. Светло-голубой и серый камуфляж - визитная карточка ВВС России. Сирийские самолеты имеют «песчаный» камуфляж.
Здесь есть некоторые нюансы. Россия до сих пор не имеет современных подвесных прицельных контейнеров (типа американских Sniper), поэтому Су-30СМ почти что лишены возможности наносить высокоточные удары по наземным целям. Скорее всего, они будут использоваться для прикрытия базы с воздуха и являются чем-то наподобие сдерживающего фактора (если в войну всерьез вмешаются США). Другое дело штурмовики Су-25. Это «рабочая лошадка» ВВС России, которая активно использовалась в Афганистане, Чечне и Грузии.
Отметим, что даже если перед нами модернизированные штурмовики - Су-25СМ, использовать современные авиационные средства поражения (АСП) они не могут. Причина кроется как в отсутствии подвесных прицельных контейнеров, так и в самих вышеупомянутых АСП, которых у России де-факто нет. Зато «грачи» (прозвище штурмовика) могут успешно «работать» неуправляемыми бомбами и ракетами. В контексте гражданской войны в Сирии этого будет хватать. Для поражения бронированных подвижных целей также можно использовать Ми-24, а доставлять грузы и десант будут вертолеты Ми-17.
Наземный российский контингент весьма ограничен (по крайней мере, сейчас) и вряд ли сможет переломить ход войны в Сирии. Судя по всему, главное внимание уделяется именно воздушным ударам. Войска Асада воюют на земле, а с воздуха им помогают российские летчики - такой расклад видится вполне реальным.
Россия могла вообще обойтись без базы в Латакии и «гонять» на помощь Башару Асаду стратегические бомбардировщики Ту-160 или дальние Ту-22М3. Что-то похожее в свое время делали американцы: при бомбардировках Югославии в 1999 году их «стратеги» B-2 взлетали с территории США и возвращались обратно. Но в этом случае российским бомбардировщикам понадобилась бы дозаправка в небе, а сами вылеты растянулись бы на много часов. Да и возможности тех же Ту-95МС или Ту-160 по нанесению ударов обычными (неядерными) вооружениями весьма ограничены. Бороться с разрозненными отрядами боевиков действительно лучше с помощью дешевых и неприхотливых Су-25, расположенных рядом. Для поражения особо важных целей можно использовать Су-24М, благо эти машины несут управляемое вооружение «воздух-поверхность». Пусть и не самое современное.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М О целях
В этой статье главное внимание уделено техническим аспектам. Но мы просто не можем пройти мимо самого интересного и не затронуть политический (или, правильнее будет сказать, геополитический) аспект. Первое, о чем нужно знать: Сирии как государства уже не существует. Большая ее часть (примерно 60%) контролируется Исламским государством. Приблизительно 20% сирийской территории контролируют верные Асаду шииты. Так называемая «демократическая оппозиция» удерживает позиции на 10% занятых территорий, еще столько же контролируют сирийские курды. Мы имеем дело со сложным межконфессиональным конфликтом, а такие быстро не решаются. Не нужно забывать, что свои интересы есть и у ведущих мировых держав, которые будут отстаивать их всеми доступными методами.
Сирия сегодня
Российские части дислоцированы намного ближе к поддерживаемым США силам сирийской оппозиции, чем к районам, занятым ИГ. Само по себе это ни о чем не говорит, однако в контексте противостояния США - Россия может быть небезынтересным.
Судя по всему, никто из мировых игроков всерьез ИГ не воспринимает и желанием воевать с ним не горит. Это касается как США, так и России, которая изо всех сил пытается сохранить свое геополитическое влияние. Под видом борьбы с исламистами РФ вполне может атаковать и позиции сирийских повстанцев. В свою очередь США открыто заявили, что готовы бомбить войска Асада, если тот будет мешать «демократическим» повстанцам вести борьбу. Так или иначе, пока российское присутствие в Сирии больше похоже на политическую интригу, нежели на затяжную военную кампанию (как это было в Афганистане или Чечне). В настоящий момент проводится «зондирование почвы», и от того, что предпримет Запад, зависят и действия руководства РФ. Россия, конечно, может и сейчас ввязаться в полномасштабный конфликт в Сирии, но пойдет ли она на это?