В руки журналистов janes.com попали фотографии с коммерческого шпионского спутника Airbus, на которых видно, что морское судно длинной 270 метров собирается на верфи в Даляне на севере Китая. Но никто до сих пор не может с уверенностью сказать, что же именно запечатлил спутник.
На данный момент существует две версии того, что именно разрабатывает Поднебесная на северной верфи. Одна из версии гласит, что это будет новый атомный авианосец принципиально нового проекта, другая — что это будет улучшенная версия «Ляонина».
О том, что Китай собирается ударными темпами нарастить потенциал своей авианесущей группировки впервые заговорили в США. В 2010 году отдел Конгресса США выпустил доклад «Модернизация военно-морских сил Китая и влияние на боевую способность военно-морских сил США», в котором отмечалось, что военно-морские силы Китая сконцентрировались на разработке авианосца, который призван усилить боеспособность всего китайского флота. Говорилось даже, что китайцы уже приступили к обучению летчиков, которые будут пилотировать палубные истребители будущего авианосца.
Американцы также оговорили приблизительное количество проектирующихся кораблей и сроки их появления на свет — от 1 до 6 в ближайшие 10-15 лет. Что интересно, первым по мнению американцев со стапелей должен сойти авианосец тоннажом до 40 тысяч тонн на регулярном топливе, и только затем – авианосец тоннажом до 60-70 тысяч тонн уже на ядерном топливе.
Американцы не ошиблись — 25 сентября 2012 «Ляонин» (достроенный советский «Варяг») вошёл в состав ВМФ НОАК. А значит, если верить американскому докладу, дошла очередь и до ядерного авианесущего крейсера собственного производства.
В дальнейшем в СМИ попадала лишь обрывочная информация о китайской новинке, что полностью соответствует политике КПК в отношении военных разработок .
В 2013 году британские СМИ сообщили, что Китай точно ведет создание «авианосца нового поколения», но не уточнили детали проекта. Сотрудники «Гардиан» упомянули лишь то, что новый авианосец будет способным нести большее число самолетов, чем «Ляонин».
О технических характеристиках «супер-авианосца» Китая впервые заговорили на фоне обострения обстановки в Южном и Восточно-Китайском морях. В декабре 2013 года интернет-издание China Daily, ссылаясь на источники в «высших эшелонах Народно-освободительной армии» сообщило, что авианосец водоизмещением в 110000 тонн будет спущен на воду уже в 2020 году, а также то, что в основу конструкции были заложены чертежи атомного авианосца СССР проекта 11437 водоизмещением 80000 тонн и способного нести до 60 самолетов.
Китайские журналисты не постеснялись подчеркнуть, что «супер-авианосец» своими размерами может с легкостью посоревноваться с гигантами ВМС США.
Начиная с 2014 года китайцы заговорили о своей разработке, считай, официально. В январе прошлого года глава отдела коммунистической партии в провинции Ляонин Ван Мин заявил СМИ, что Китай строит второй авианосец в Даляне, и что страна намерена включить в состав своего флота по меньше мере четыре корабля такого класса. Публикация этого интервью хоть и была потом удалена, но успела подтвердить догадки западных журналистов.
В итоге точки над i расставила морская выставка в городе Чжуншань, где Китай официально показал модель своего будущего атомного авианосца «класса американского «Нимица», а также случайно «засветил» его бортовой номер.
Получается, что уникальный ядерный авианесущий крейсер будет третьим по счету — первым был «Ляонин», вторым будет улучшенный «Ляонин», и, наконец, третий — «супер-авианосец» с огромным водоизмещением под маркировкой «18».
Так что же именно зафиксировал спутник Airbus?
На изображении со спутника-шпиона Airbus виден недостроенный корпус корабля, расположенного в сухом доке, который ранее использовался для обслуживания первого и единственного на данный момент китайского авианосца «Ляонин».
По предварительной оценке, корпус строящегося судна достигает около 240 метров в длину и 35 метров в ширину, однако издание предупреждает, что окончательная длина «морского дракона» может составлять как минимум 270 метров.
Эта информация никак не укладывается в уже офишированные характеристики «супер-авианосца». Во-первых, согласно представленной ранее модели, «супер-авианосец» будет достигать 330 метров в длину и 76 метров в ширину. Во-вторых, перед Китаем по прежнему стоит нерешенной задача разработки мощной ядерной энергетической установки (ЯЭУ), способной обслуживать корабли такого класса без потери боевых возможностей судна. Поэтому сперва Китаю нужно освоить производство ядерных реакторов большей мощности. Такие технологии у Китая по-прежнему находятся на стадии разработки.
Поэтому, скорее всего, спутнику-шпиону удалось поймать в свои объективы второй строящийся авианосец, разработанный на советской основе. Иными словами, был заснят улучшенный «Ляонин».