Публикуем материал, который был прислан в редакцию comstol.info читателем, подписавшимся как Адеил.
Информация в чёрном ящике, сбитого в Сирии СУ-24, оказалась повреждённой из-за импортных микросхем.
В отличие от гражданской техники, работающей в помещении при температурах 0–70С, в условиях отсутствия вибраций, агрессивных сред, радиации, перегрузок и т.д.; военные микросхемы должны выдерживать диапазон температур -60 +125С, удары, вибрации, ускорения, перегрузки, различные виды радиационного излучения, быть устойчивыми к электромагнитным воздействиям. Поэтому и стоимость таких микросхем на порядки выше, в том числе за счёт дорогостоящих испытаний.
Согласно материалам вскрытия чёрного ящика, сам бортовой накопитель параметрической информации Бант-32 (-01.-02) производства смоленского «ОАО Измеритель» содержит 32-64 Мбайт памяти, считывание осуществляется через интерфейс RS-485.
При вскрытии в присутствии прессы можно было видеть фото двух плат бортового самописца. Назовём их условно верхней и нижней: https://www.youtube.com/watch?v=tlGsIt9fZs8
Верхняя плата бортового самописца
Нижняя плата бортового самописца
На верхней плате видны осколки корпусов микросхем трёх типов:
DIP28
QFP44
100 TQFP
На нижней плате видны осколки двух типов микросхем:48LEAD TSOP
И единственной отечественной микросхемы в металлокерамическом корпусе с позолоченными выводами, которая не раскололась:
Если бы все микросхемы были в военном (military) исполении (в отечественных стандартах называется приёмка «5»), то корпуса были бы металлокерамическими.
На нижней плате в корпусах 48LEAD TSOP находяся микросхемы памяти в гражданском исполнении. От удара самолёта о землю, они не выдержали ударных нагрузок и раскололись.
Как должны выглядеть микросхемы в военного назначения – можно посмотреть тут http://ams.aeroflex.com/pagesproduct/prods-hirel-mems.cfm
Везде керамическое исполнение, т.к. пластмассовые корпуса не выдерживают ударных нагрузок. Для защиты от коррозии и лучшей паяемости выводы покрыты золотом. Специальные конструкторские и технологические решения защищают кристалл микросхемы и от радиационных воздействий.
Одиноко стоящая, как стойкий оловянный солдатик на фоне всеобщего разгрома, отечественная микросхема, осуществляла выбор одной из восьми микросхем памяти на запись или чтение. Скорее всего, это дешифратор 3 в 8. Несмотря на то, что её крышка прогнулась, внутри кристалл не пострадал потому, что делают посадку кристалла в корпус на клей или эвтектику у нас намертво.
Перейдём теперь к верхней плате.
Для начала посмотрим рекламный ролик предприятия ОАО "Измеритель"
http://www.youtube.com/watch?v=XJHfEuC1wGc
Внимательно смотрим на время 2:41.
А теперь смотрим на 33:21 видео вскрытия.
Это 2 одинаковые платы.
Микросхема в DIP28 оказывается MAX1480BEPI –микросхема интерфейса RS-485/RS-422
По спецификации находим тип корпуса: MAX1480BEPI -40°C to +85°C 28 Wide Plastic DIP. Использование пластикового корпуса в данном случае недопустимо.
Название микросхемы в корпусе QFP44 прочитать полностью невозможно. Зато по маркировке и обвязке определяется тип:
На фрагменте рисунка находятся 2 конденсатора, под ними кварцевый резонатор, подключены к микросхеме по типовой схеме включения:
значит, скорее всего, это микросхема контроллера.Поискав в гугле маркировки, находим производителя – Atmel:
Это действительно микроконтроллер производства Atmel. Модель с видео нечитаемая.
Далее, корпус 100 TQFP замазан краской. Скорее всего, название микросхемы настолько пошлое, что при сборке его закрасили чёрной краской. Возможно это ПЛИС.
Отдельно нужно сказать о компоновке изделия. Видимо, конструкторы данного бортового накопителя сопромат в студенческие годы не сдавали, а покупали. Крепление платы на четырёх стойках (точках опоры) приведёт к деформированию от удара. И к повреждению микросхем ещё до разрушения крепёжных отверстий. Будь там военная металлокерамика – оторвало бы в худшем случае только выводы микросхемы от платы или разорвало бы саму плату. Но там были пластмассовые гражданские микросхемы. От удара их раскололо. При правильной компоновке изделия, например при заливке компаундом всего объёма, корпуса микросхем с большой долей вероятности тоже бы остались целыми.
Но там и компаунда не было. Как результат – разрушение носителей и потеря информации.
В этом виноват конструктор изделия, спроектировавший чёрный ящик с нарушениями, руководство предприятия, разрешившее выпуск такого изделия, военная приёмка, пропустившая его. Наверняка по такому изделию делался ОКР и не один миллион был предприятием благополучно освоен.
В Интернете доступна и цена изделия. Поставка БАНТ-32-02 ИЮКВ.794121.004-02 с кабелем ИЮКВ.469139.020 в количестве 11 шт. Регион 69 — Тверская обл. Уровень заказчика — Федеральный/ Цена контракта лота (млн.руб.) — 5,1. Себестоимость изготовления такого изделия в десятки раз ниже…
Глядя на фото расколотых плат, приходит мысль, что разработанные в советское время корпуса микросхем выдержали испытания жизнью. А закупленные в российское время за границей – нет. Пока не будет новой советской власти, воздающей по заслугам, как хозяевам заводов, так и их инженерам-холуям за такие поделки:
Дальше будет только хуже. Полный распад системы с текущей ситуацией в промышленности, армии, образовании, науке, здравоохранении – лишь вопрос времени. Не хотите погибнуть под её обломками? Тогда боритесь в настоящем за то, чтобы будущее у вас было!