Единый ударный истребитель Lockheed Martin F-35 должен стать основой флота тактических истребителей Пентагона. Однако далеко не каждая страна на Земле может позволить себе использовать дорогие истребители пятого поколения.
Создавать целый флот из таких истребителей вряд ли будут даже Россия и Китай. Вместо этого в обозримом будущем опорой их тактической авиации будут различные варианты истребителя Су-27 «Фланкер», разработанного ОКБ Сухого и предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Самый эффективный из них — Су-35, обладающий сильно усовершенствованными электроникой, двигателями и корпусом. В ближайшие годы эта версия российского истребителя, вероятно, получит большую популярность в мире.
При противостоянии «Фланкерам» ВВС США, морской пехоте и (в меньшей степени) флоту придется полагаться на различные модификации F-35, хотя для достижения превосходства в воздухе он никогда не предназначался. Он был и остается истребителем-штурмовиком с расширенными возможностями по самозащите от других истребителей, хотя Пентагон и рекламирует его как многоцелевой истребитель. Как поведет себя четверка F-35, столкнувшись с четверкой Су-35? Скорее всего, изменит курс и вызовет F-22 («Рапторы») и F-15, в задачи которых входит устанавливать и поддерживать превосходство в воздухе, а сама весело полетит дальше к назначенным целям.
Однако, как учит нас история, на войне не всегда получается выбрать оптимальное решение. Даже если F-35 придется обходиться собственными силами, у них есть неплохие шансы справиться с Су-35 — просто для этого им потребуется правильно разыграть свои карты. Пилотам F-35 нужно будет умело использовать сильные места своих истребителей — малозаметность и сенсоры — и не позволять противнику эксплуатировать их слабые стороны. Фактически, им нужно будет сражаться из-за пределов визуальной видимости, избегая более близкого контакта, при котором они станут уязвимыми.
«Раптор» с самого начала предназначался по преимуществу для воздушного боя, но к F-35 это не относится. F-22 сочетает большую предельную высоту полета и сверхзвуковую крейсерскую скорость (более 1,8 Маха). Между тем F-35 едва достигает 1,6 Маха на полном форсаже. Кроме того F-22 обладает отличной маневренностью в бою в пределах визуальной видимости. Он превосходит соперников по угловой скорости разворота, радиусу, углу атаки и приращению скорости на всех высотах.
Четверка «Рапторов», летящая на сверхзвуковой скорости в разреженной атмосфере на высоте более 50 тысяч футов (15200 км), фактически, может выбирать, где и когда ей сражаться, а четверка сравнительно медленных F-35, летящих ниже, может — если летчики будут недостаточно осторожными — оказаться вынуждена вступить в бой с превосходящим по характеристикам противником.
Более того, скорость F-35 и высота, которую он набирает, не позволяют ему придавать своим ракетам AIM-120 такую же энергию, как при запуске с F-22. Соответственно, дальность ракет будет меньше. Вдобавок, самих ракет на F-35 тоже меньше — что важно, так как средства радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания высоких частот вполне способны сбить систему наведения AIM-120 с толку.
На короткой дистанции F-35 не обладает маневренностью «Раптора» — или даже F-16 или F/ A-18, — и в ближнем бою спасти самолет может только превосходство пилота над противником в опыте и навыках. Вдобавок F-35 в стелс-конфигурации оснащается только внутренним вооружением и не может нести ракеты AIM-9X, которые способны поражать цели со смещением от линии визирования. Если же оружейные отсеки F-35 однажды будут приспособлены под AIM-9X, истребителю придется пожертвовать ракетами AIM-120, которые лучше подходят для его основных задач. Таким образом, пилот F-35 должен любой ценой избегать ближнего боя.
Маловероятно, что американское командование будет ставить перед F-35 задачи по завоеванию превосходства в воздухе, если у него будут другие альтернативы. Однако, так как «Рапторов» у США мало, а F-15C становится все меньше, вполне возможно, что оно будет вынуждено идти на такие меры. Впрочем, в любом случае в большинстве регионов мира главной угрозой для американской авиации остаются современные комплексные системы ПВО, а не вражеская авиация.