Два дня назад министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен была обвинена в плагиате. Обвинителем стал интернет-сайта VroniPlag Wiki, на котором активисты занимаются поисками плагиата в научных работах. Подобных прецедентов – море, и стоит, наконец, разобраться, всегда ли кража чужих работ наказуема и как она может повлиять на дальнейшую карьеру.
Воровать – плохо, и с этим никто не спорит. Однако воровство информации, особенно в России, почему-то до сих пор не считается серьезным преступлением: как правило, единственное, что за этим следует – лишение ученой степени. Хотя некоторым политикам и чиновникам плагиат все же испортил жизнь: одни были вынуждены покинуть занимаемый пост, у других оказалась подпорчена репутация.
1. Кто бы мог подумать, но плагиат может стать причиной отставки президента. В 2012 году президент Венгрии Паль Шмитт ушел в отставку из-за обвинений в плагиате. Поначалу президент заявлял, что его избрание не имеет ничего общего с докторской степенью, однако после того, как Сенат будапештского университета Земмельвайса лишил Шмитта звания «за несоответствие работы научным и этическим стандартам», все-таки уступил общественности: «Моя личная проблема раскалывает мой любимый народ, а не объединяет его, поэтому я чувствую необходимость прекратить свою работу и подать в отставку с поста президента».
2. Андрей Воробьев, губернатор Московской области, в 2013 году уволился из профессорского состава ВШЭ. Как заявил чиновник, основной причиной увольнения была нехватка времени – впереди маячила предвыборная гонка. Однако за месяц до увольнения преподавательский состав ВШЭ передал диссертацию политика на экспертизу в РАНХиГС. Причиной разразившегося скандала послужила проверка диссертации организацией «Диссернет», в результате которой выяснилось, что 107 страниц из 165 (65%) были заимствованы из других диссертационных работ, монографий и книг.
3. Аналогичная ситуация произошла с Владимиром Бурматовым: чиновник был вынужденпокинуть пост председателя комитета Госдумы РФ по образованию из-за наличия плагиата в диссертационной работе на тему «Формирование информационной культуры студентов в деятельности вузовских средств массовой коммуникации на основе культурологического подхода». В декабре 2012 года пользователь «Живого Журнала» Николай Горький заметил, что несколько страниц диссертации политика полностью копируют другую работу. В 2013 году Российская государственная библиотека (РГБ) провела свою экспертизу, в ходе которой выяснилось, что чиновник сумел «уворовать» 61, 03% чужих работ. Изначально Бурматов всячески отрицал наличие плагиата в своей научной работе, а впоследствии заявил, что его подставили, однако полномочия предпочел сложить, став рядовым членом комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. То ли этот случай возвратил его на путь истинный, то ли Бурматов решил действовать по принципу «ни себе ни людям», но в ноябре 2013 года чиновник обратился в ярого борца за «чистые» диссертации,предложив изгнать из Министерства образования и науки РФ всех, в чьей диссертации был обнаружен плагиат.
4. В 2012 году премьер-министр Румынии Виктор Понта покинул свой пост, когда выяснилось, что больше половины его научной работы украдено из сторонних источников. В работе о функционировании Международного уголовного суда были замечены куски из материалов известных румынских юристов и прямой перевод книги Иона Диаконе. Занятно, что всего за несколько месяцев до отставки премьера его подчиненный - министр образования страны Иоан Манг – был вынужден покинуть свой пост по той же причине.
5. Иногда чиновники не выдерживают и признаются в плагиате еще до проверки работы: буквально две недели назад экс-спикера Мосгордумы Владимира Платонова лишилиученой степени. Процесс проверки оказался затяжным: в сентябре 2014 года «Диссернет» опубликовал сканы работы, найдя заимствования более чем на сотне страниц. В апреле депутат попросил лишить его степени доктора юридических наук – якобы в связи с работой над новой докторской, – а 15 сентября 2015 года вышелофициальный приказ Минобранауки, лишающий депутата незаслуженной степени.
6. Казалось бы, истории с плагиатом не могут иметь счастливый конец, однако, как и в любых правилах, здесь тоже есть исключения. Например, Наталья Третьяк, замминистра образования, была уличена в диссертационном плагиате. Ее научная работа была профильтрована через систему «Антиплагиат», в результате чего оказалось, что почти пятая часть работы (19, 74%) представляет собой незаконные заимствования. На этом история и заглохла: уже после нее чиновница получила свою нынешнюю должность и занимает ее до сих пор.
7. «Воруют» чужие слов и мысли даже представители духовенства. В 2013 году главный раввин Франции Жиль Бернхайм сложил свои полномочия после того, как оказалось, что его книга «40 техник медитации» по большому счету принадлежит не ему. В этом же году раввина лишили звания доктора философских наук, а довольно известную статью об однополых браках (которую, кстати, цитировал Папа Римский) признали недействительной – многие места оттуда были позаимствованы из ранее опубликованных произведений.
8. Все эти истории связаны с людьми, занимающими высокий пост, однако плагиат процветает на всех уровнях власти. Например, диссертация Льва Коршунова, бывшего губернатора Алтайского края, по результатам проверки «Диссернета» получила 60% оригинальности – остальная часть работы была заимствована из сторонних источников.
9. Депутаты, чиновники и политики – не единственные, кто был вынужден пожертвовать своей должностью из-за уличения в списывании чужих работ. В 2013 году Энди Смит, руководитель подразделения анализа рынка акций и управляющий директор Sberbank CIB принял решение покинуть компанию, так как в его работе были обнаружены заимствования из исследования ИК «АТОН». Инцидент получил громкую огласку в СМИ, а виновник поспешил признать свои ошибки: «Я, как основной автор недавно опубликованного исследования, несу полную ответственность за его содержание, сделанные в нем выводы, а также за вызванные выходом этого отчета вопросы. В интересах всех вовлеченных сторон я принял решение уйти с позиции руководителя подразделения анализа рынка акций».
10. В этом году страницы истории, касающиеся плагиата, пополнила целая страна. Бельгийский художник Оливье Дэби обвинил в плагиате оргкомитет Олимпиады-2020, заявив, что идея эмблемы была украдена у него – практически такой же логотип был нарисован им два года назад для театра в Льеже. Японцы отказались от утверждения эмблемы, оправдываясь тем, что разработавший его дизайнер, Кэндзиро Сано, уже не раз подозревался в плагиате, копируя найденные в Интернете разработки.