Ученые рассказали о зарождении зубной эмали на коже

Самая прочная часть человеческого тела — зубная эмаль — впервые возникла не на зубах: изначально эмаль укрепляла кости и, прежде всего, чешую древних рыб. О том, как она добралась до зубов позвоночных, сообщается в журнале Nature. Коротко об исследовании рассказало издание Science News.

Эмаль (практически беспримесный слой гидроксиапатита) покрывает зубы практически всех тетраподов (наземных четвероногих животных) и лопастеперых рыб. Большинство современных видов рыб ее не вырабатывают, однако шведскому палеонтологу Перу Альбергу (Per Ahlberg) удалось наткнуться на исключение из этого правила.

В костях хищной рыбы Psarolepis romeri, жившей 410-415 миллионов лет назад, эмаль нашлась на чешуйках и черепе, но не на зубах. В отличие от большинства останков рыб, где фрагменты эмали могли принадлежать различным особям различного возраста, окаменелости Psarolepis romeri достались ученым в состоянии полной сохранности.

Группа Альберга произвела разрез челюстной кости, черепа и чешуек, проведя анализ их внутренней структуры. Зубы рыбы состояли исключительно из дентина, а в чешуйках и черепах нашли некоторое количество эмали.

До этого палеонтологи считали, что за миллионы лет эволюции твердые структуры (такие, как внешние чешуйки) постепенно перемещались в область ротовой полости и меняли свою форму, превращаясь в зубы. Однако достаточно фрагментарное распределение эмали в организме псаролеписа указывает на иной сценарий: менялись не форма и местоположение эмали, а характер ее выработки организмом. Иными словами, отвечающие за производство эмали белки постепенно стали активными в других частях тела.